18 мая 2017

Наталья Смирнова: «Мы промерзали так, что руки не сгибались – не важно: дайте еще порисовать».

Наталья – художница, ведущая мастер-классов по правополушарному рисованию. Поговорили о том, какие безграничные возможности открываются перед человеком, когда он позволяет себе быть собой. Выходит за рамки и пробует что-то новое.

 

Я рисовала фактически всю жизнь, с самого детства. Меня было очень трудно оторвать от этого занятия – села, погрузилась и можно вообще не кушать, не спать – только рисовать целыми днями. Причем мне очень нравится все прорисовывать, что-то такое миниатюрное, прям до мельчайших деталей. Не характер и атмосферность, хотя и это тоже есть, а именно подробности, нюансы. Иногда даже хочется себя по рукам ударить – ну не надо так много деталей! Поспокойнее, не углубляйся!

Мое увлечение меня всегда немного пугало: если заниматься этим серьезно – это же столько времени уйдет! Да и такая ответственность – художник… Ну какой я художник, я чисто так, для себя. Но в 2014 году у меня была операция, и так получилось, что три недели после нее мне надо было провести дома. Появилось много свободного времени. И как-то само собой получилось, что я углубилась в рисование. Написала одну картину, другую, а потом мы разговорились с подругой и она сказала: «А чего ты профессионально этим не займешься? Пошла бы, поучилась, у тебя же есть талант»! Я подумала: «И правда, а чего мне терять?» и отправилась в школу акварели Сергея Андрияки.

Мне удавалось продавать некоторые картины, иногда я писала что-то на заказ. Но не было какой-то системности. Мне хотелось понять, как продвигать себя, как монетизировать свое увлечение. Не брести как в темном лесу, а чтобы была ясность, что именно делать. Я много работала над собой, общалась с разными людьми, одной из которых была Ксения Каширина. Она очень меня поддержала, помогла мне поверить в себя.

У нас оказался общий знакомый, который и дал мне ее номер. Я позвонила. Я вообще считаю, что нужно пробовать! Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. И это касается не только общения с какими-то людьми, это в принципе мой подход к жизни. Будешь старенькая – уже не вернешь это время и эти возможности. Если тебе Вселенная предлагает какую-то встречу, общение, деятельность – это не просто так. Значит, тебе это для чего-нибудь нужно.

После определенной работы над собой, у меня появилась какая-то идентичность. Уверенность, что я все делаю правильно. Я призналась самой себе: да я художник. Появилось больше смелости, дерзости, какой-то легкости. Я осознала, что это мое призвание, и я действительно должна этим заниматься.

До этого у меня было ощущение, что это несерьезно. Главное – это семья, какие-то другие более приземленные вещи, а занятия искусством – это так, баловство. Когда я что-то рисовала, мне даже было немного стыдно, как будто я ерундой какой-то занимаюсь.

Но теперь я понимаю, что это не ерунда!  Многие люди так живут.  Горят этим изнутри. Это их двигатель! Если это и мой двигатель тоже, то будет просто грешно не замечать этого в себе. Зачем примерять на себя шкуру овцы, если на самом деле ты тигр? Раз ты художник – так и будь им! Я словно позволила себе быть собой.

В процессе работы с Ксенией я уже сделала для себя важное открытие. Я поняла, что я хочу преподавать. Не то, что проснулась с утра и сказала себе: «Все, Наташа, ты – не просто художник, ты еще и педагог. Вперед»! В мою жизнь все приходит словно само собой. Как-то раз я открыла Фейсбук и увидела там предложение: «Нам требуется педагог по изобразительному искусству». У меня это как-то срезонировало, я словно почувствовала – это мое!

Если честно, в плане преподавания я была абсолютным нулем. Я не педагог ни разу, у меня даже соответствующего образования нет. В тот момент я даже не знала, как буду рассказывать людям об искусстве… Но мне было настолько интересно, у меня так горели глаза! Видимо, это было заметно - из десяти человек, которые пришли на собеседование, взяли именно меня. Хотя я сразу сказала: я не педагог, я - художник. То есть, я была открытой, просто жила в этом моменте. И случилось так, что появилась студия, где я сейчас обучаю детей правополушарному рисованию. И вижу, как им нравится!

Правда, первое время я очень волновалась. У меня было ощущение, что я занимаюсь профанацией, ведь я просто художник. Я пишу картины… Я стояла и думала: «Боже, как я буду им это объяснять! Я же ничего не знаю»!!! Все происходило по какому-то наитию. Но в итоге у людей получается, значит, это работает. И потом, три года обучения в школе акварели не прошли зря. Возможно, я объясняю неправильно с точки зрения классической методики, но по большому счету это не имеет значения. Главное, чтобы человек понял! Не важны пути – важен результат.

Эти занятия и для меня самой являются огромным опытом. Я начинаю понимать процессы живописи изнутри. Когда ты людям что-то рассказываешь, ты и сам начинаешь лучше понимать, как все это работает. Мне очень важно, чтобы человек понял, чтобы у него начало получаться. Так приятно, когда у детей радость на лице. Видно, что человек восторгается. Видит, что это его работа. Сделанная его руками. Для меня это очень ценно!

Вообще, мне самой очень важно, чтобы педагог горел своим делом и мог передать эту страсть своим ученикам. Тогда и у них появится искорка! Я сама это испытала, когда мы с группой были на пленэре в Карелии, где собрались люди, реально повернутые на рисовании. Мы с шести утра и до самого заката солнца творили нон-стопом. И настолько зажигали друг друга! Кто-то сидит:

- Все, я больше не могу…

А ему в ответ:

- Мы еще не ходили на камни! Мы еще камни не рисовали!

Уже все замерзает, холодно. Бумага покрывается льдом! А мы все равно идем и рисуем. Как маньяки! Настолько классное ощущение, что останавливаться вообще не хочется. Несмотря на усталость, несмотря на погоду. Мы промерзали так, что руки не сгибались – не важно: дайте еще порисовать!  Мне безумно понравилось. Это единение, это общество близких по духу людей. В этой атмосфере ты словно становишься частью другого человека, а он - частью тебя. Это совсем не то же самое, что работать в студии. Приходится быть очень собранным, сконцентрированным, и это дает сумасшедший заряд!

Вообще правополушарное рисование – это в некотором роде арт-терапия. Существует исследование, что каждое полушарие в нашем мозге отвечает за свои функции. Левое – это логика, решения, детализация, анализ. Правое словно видит все сверху: восприятие, эмоции, интуиция. Люди в основном руководствуются левым полушарием: живут прошлым или наоборот думают о том, что еще не наступило. А правильнее всего жить в моменте здесь и сейчас, видеть все вокруг себя. Не одну, а многие точки зрения. Пространство возможностей.

Ведь не бывает такого, что у ситуации есть только одно решение. Когда человек переходит в правое полушарие, ему без всякой логики, без каких-то аналитических умозаключений приходит понимание, что надо делать. И это решение далеко не всегда логично и как-то разумно обосновано. Но зачастую именно оно и является самым правильным. В каждом человеке есть ответы на все вопросы. Не в голове. Это какое-то информационное пространство вокруг. И методика правополушарного рисования позволяет эти вибрации улавливать.

Это состояние, когда ты в моменте. Ты не думаешь: «Ой, у меня встреча через полчаса, мне надо бежать». Ты не ощущаешь времени,  у тебя отключается внутренний диалог вроде: «Девушка пошла красивая», «я опаздываю» или «ой, я не позвонил маме». В голове ведь постоянно что-то вертится. Когда это отключается, когда ты понимаешь, что у тебя в голове тишина, ты весь в своей работе, в процессе и тебе по-настоящему кайфово – это и есть состояние потока, творчества - как угодно.

Для того, чтобы это испытать, бывает полезно оставаться наедине с самим собой. Останавливаться. Не надо спешить - туда успеть, то сделать - а просто уделять время себе. Скажем, полчаса в день я должна побыть одна, чтобы меня вообще никто не дергал. Можно медитациями заниматься. Прогулки на свежем воздухе хорошо помогают. Бег – прекрасное средство. Когда я бегаю - отличные решения приходят. Именно одна, без всякой музыки. Ну и рисование, конечно.

Чем еще хорошо правополушарное рисование…В повседневной жизни люди очень часто боятся встретиться сами с собой. Они вообще о себе ничего не знают. У них настолько неосознанное состояние, что они живут какими-то функциями и даже не догадываются, кто они такие, какие процессы происходят у них внутри.

Во время наших занятий у людей иногда начинает вылезать негатив. У человека внутренний конфликт и он начинает выплескивать это на бумагу. Скажем, мы рисуем по сценарию одним цветом, а у него свой процесс идет. Он выбирает другие краски. Он уже даже забыл, что у него конфликт с кем-то произошел или еще какая-то сложная ситуация была. Психика вытеснила этот момент из жизни, но внутри-то он остался. И только теперь, благодаря рисованию, у него все это говно, грубо говоря, поперло наружу и начало происходить очищение.

Да, это очень болезненный процесс, человека реально корежит. Может, он потом ни одну картину не напишет и порвет все свои рисунки. Но зато он уйдет, понимая, что с ним произошло. Очистится от этого состояния. То есть, можно даже сказать, что рисунки – это такой побочный эффект. А главное – то, что человек уйдет после мастер-класса более легким. Он будет на мир смотреть другими глазами и это по-настоящему ценно.

Вообще, когда рисуешь, очень полезно иногда позволять себе выходить за границы листа. Многие люди рисуют в очень узких рамках. Говорят: «Я боюсь испачкать».

- Не-не-не. Ты не испачкать боишься. Ты боишься выйти за границы себя.

Это вообще нереальная история, когда ты позволяешь себе что-то новое. Аж внутри все клокочет: «Вау, я вышел за границы». Или у соседа на листке порисовать! Как так - границы другого человека нарушить! Можно! Можно это сделать. И когда человек себе это позволяет, у него как будто крылья вырастают. Вот это состояние – позволить себе что-то, что никогда не позволял раньше – оно потрясающее.

У меня самой была куча страхов, ограничений. Мы же в обществе живем, у нас нет такого, что ты сам по себе, а общество само по себе. С другой стороны определенная граница все равно должна быть, потому что  уважение к людям – это и уважение к себе. Но эта граница не должна на человека давить. Нельзя не мыться, например, потому что от тебя будет вонять. Это неуважение к людям. Им неприятно. И об этом тоже нужно думать. Но ведь это и неуважение к себе, потому что ты же свое тело не моешь. Ты в первую очередь себя не уважаешь, если так делаешь.

В своем творчестве мне никогда не хотелось бросить обществу какой-то вызов. Мне кажется, это история незрелой личности, которая пытается что-то кому-то доказать. Когда у тебя происходят внутренние процессы, и ты выражаешь их в своем творчестве – тебе по большому счету все равно, что об этом подумают или скажут. Ты не можешь иначе. Ты даже не отдаешь себе отчета, зачем и почему ты это делаешь – ты просто так живешь.

Разумеется, как и любому другому художнику, мне хочется признания. Если я понимаю, что какая-то работа не получилась, я никому не буду ее показывать. Мне нравится, когда меня хвалят и не нравится, когда этого не происходит. Возможно, это какие-то мои неотработанные процессы. Впрочем, когда я начинаю рисовать, я вообще об этом не думаю. Я рисую в первую очередь для себя, но конечный результат должен быть по возможности безупречен. Мне хочется, чтобы мои картины покупали, чтобы они висели на видном месте, а люди смотрели на них и получали удовольствие.