06 июля 2017

Елена Губина: «Если я не нахожу времени, значит это мне и не надо».

Елена Анатольевна - старший преподаватель кафедры английской филологии, один из самых любимых преподавателей у студентов отделения журналистики ЮФУ. Поговорили о плюсах и минусах дистанционного образования, профессии учителя, о том, как важно не оставаться равнодушным к тому, что ты делаешь.

 

О выборе своего пути

Один случай мне помог осознать, что преподавание – это то, чем я хочу заниматься. Однажды мне предложили работу, связанную только с переводом. Это была Академия наук, и меня туда очень звали. А я все не могла найти время, чтобы пойти на собеседование. Они-то меня знали, но формально им нужно было со мной пообщаться. Мне все время звонили, а я говорила: «Да вы понимаете, у меня пары». У меня все время, вся жизнь была занята студентами! Я не могла встретиться, потому что все было связано, замешано на занятиях.

Однажды я остановилась и подумала: во-первых, зачем я обещаю, если я не могу исполнить? А во-вторых, что мне мешает? Я поняла, что если бы мне надо было, я бы изыскала средства и смогла поговорить с людьми. Но если я не нахожу времени, значит этого мне и не надо. Ведь что важно? Вот то, чем я занимаюсь, мне и важно. После этого я сократила другие виды деятельности и ушла именно в преподавание.

Из этого я черпаю энергию и силы. Это вдохновляет, несмотря на то, что от преподавания ты устаешь. Очень сильно устаешь. Если ты не отдаешься эмоционально, в этом нет смысла. Но все равно какие-то вещи заставляют тебя делать то, что ты делаешь. Потому что иногда возникает такой момент…Кто-то что-то сказал, кто-то что-то написал или кто-то получил результат, которым они очень довольны и горды. В этот момент ты понимаешь - то, что ты делаешь - это не напрасно. Это заставляет двигаться вперед. Чужой результат. Даже не свой результат - чужой!

О работе со студентами

Ты просто начинаешь с человеком общаться. Некоторые общаться не хотят. Очень часто срабатывает реакция - преподавателю не верят, не раскрываются, пытаются принять какую-то маску удобную, которая срабатывала раньше. Но постепенно эта маска слетает, и ты просто понимаешь все по ответам, по каким-то реакциям.

Очень часто я пытаюсь снять психологическое напряжение, начинаю с каких-то нетривиальных тем. Задаю именно личностные вопросы, о жизни, о том, что произошло, даже если это какие-то моменты, не связанные с учебой. Через это человек раскрывается, это часть его жизни!

Ты узнаешь студентов, а они узнают тебя и у них есть определенные ожидания по твоему поводу. Они знают, что где-то вот здесь будет то-то, здесь покажут видео, здесь пошутят. Иногда ты эти ожидания целенаправленно рушишь и тогда возникает эффект неожиданности, новизны. Новизна тоже должна быть на занятии. Должна быть какая-то встряска.

Я довольна тем, что у меня всегда устанавливается очень тесный контакт с аудиторией. Но, возможно, этот тесный контакт провоцирует легкий творческий бардак. Я стараюсь его не подавлять, потому что этот бардак помогает увидеть человека, раскрыть его внутренний потенциал. Он помогает ему расслабиться, снять психологические барьеры – для языка это очень важно. Но с другой стороны, возможно, у меня нет такой очень крутой академической дисциплины. Иногда жаль, что нет.

Я бы хотела абстрагироваться от того, что я делаю профессионально, приходя домой. Вот так - закрываешь дверь и все - ты уже думаешь о чем-то другом. Но, к сожалению, это невозможно – работа преследует тебя везде. Постоянно в голове прокручиваешь планы уроков, что ты хочешь сделать на следующем уроке, что тебе надо распечатать, что тебе надо принести. Это круглосуточный процесс, в который ты включен и от которого невозможно отвлечься.

И, конечно, люди тебя затрагивают эмоционально. Если или проблема, или какая-то радость, ты тоже на этом фокусируешься, ты тоже это впитываешь в себя, и этой эмоцией живешь, проживаешь ее. Я всегда удивляюсь, когда мне рассказывают, что пришли с работы и начали какую-то еще параллельную жизнь, параллельную вселенную.

О преподавании у журналистов

Я преподавала второй иностранный у испанцев, преподавала дисциплины на зарубежной филологии. Журналистика стала дополнительной нагрузкой,  причем сначала воспринималась мной как большое бремя. Но с ними было интересно и весело! «Интересно и весело» - это как раз то самое, что меня привлекло. Постепенно я полностью отошла от преподавания у зарубежных филологов. Они были дисциплинированы, они были организованы, им скажешь - они все делали как по нотам. Журналисты никогда. Это всегда полная неожиданность! И это интересно. То, что ты все время в тонусе, и то, как может повернуться твой урок, или что ты услышишь и над чем задумаешься - это самая интересная часть работы с журналистами.

С журналистами у меня есть возможность творить. Я могу разнообразить материал и тематику. Есть определенные формальные требования, как сейчас говорят, компетенции, с которыми студент должен выйти из твоей аудитории. Но на это я накладываю то, что мне самой интересно. Я стараюсь находить те тексты, которые заинтересуют меня саму. Я интегрирую в занятие вещи, которые оживляют его – видео, музыка, и многое другое, что могло бы повысить интерес. Если я вижу, что люди хотят поговорить на какую-то тему, я не буду их останавливать. Язык - это коммуникация, это разговор. Если человек хочет себя выразить и может это сделать, мне кажется, это надо только поощрять.

Об изучении языка

Язык задает определенное видение мира. Причем, чем больше языков ты знаешь, тем больше картин мира внедряется в твое сознание. Ты их принимаешь. Они друг с другом очень дружественно сосуществуют. Ты понимаешь мир лучше. Картина более детализирована.

Мне кажется, и образ мышления формируется под воздействием языка. Ты перенимаешь какие-то ценности и культурные особенности. Во многом студенты тебе несут свое представление о мире. От группы к группе ты обогащаешься. Каждый тебя чему-то учит. Это тоже формирует в тебе какие-то другие измерения, другую глубину.

О дистанционном образовании

Университет - это же не только образование, не только совокупность знаний, которые вы получаете. Это общение со сверстниками, это общение с людьми, которые в вашей области крутятся, варятся, «горят». Чаще всего и преподаватели горят тем, чем они занимаются. Поэтому мне кажется, что онлайн проекты, конечно, хороши. Например, как фаст-фуд. Ты удовлетворяешь голод или тебе нужны конкретные навыки и знания, и ты их получаешь в сжатом виде. Университет – это больше искусство, это больше творчество. Все равно университет дает другой взгляд, другую перспективу. Помимо того, что обучает, он еще и воспитывает, культивирует какие-то ценности.

О школе и университете

Я не думаю, что у школы основная задача – формирование личности. Современная школа – это большой и спорный вопрос для меня. Вообще все то, что делает современная школа. Может быть, в большинстве случаев созданы такие условия, когда и дети, и преподаватели не могут реализовать свой потенциал…

В университете человек понимает, кто он и чем хочет заниматься. Мне кажется, что это этап становления и осознания. Очень часто в школе говорят: «Я хочу стать экономистом». Что такое «стать экономистом»? «Я хочу стать журналистом», как у вас. Что такое «стать журналистом»? Вот приходят люди и сталкиваются с тем, что это работа, которая подразумевает не просто путешествия по миру и разговоры со звездами. Она подразумевает поездки на какие-то фермы, написание статей про сельское хозяйство, огромную бумажную работу, ограничения, препоны и бюрократические механизмы, которые невозможно обойти.

Романтический шлейф спадает, и ты действительно видишь, чем хочешь заниматься. Поэтому мне кажется, что университет дает полное осознание того, что человек будет представлять из себя в будущем. Конечно, жизнь расставляет все на свои места, тоже закаляет, но во всяком случае… Если сравнивать студентов, которые только приходят, и которые выпускаются, это обычно всегда совершенно другие люди – взрослые, мотивированные, образованные. Может, им внутри и не кажется так сначала, но ты-то видишь эту трансформацию, ты-то точно знаешь, что они прошли этот большой путь. Поэтому университет закладывает очень многое.

О будущем

Если вы хотите спросить меня, на всю ли жизнь я выбрала свою профессию, то я отвечу, что не знаю. Потому что может статься, что в какой-то момент я перегорю, не смогу восстановиться и пойму, что я уже ничего не могу дать. Я знаю точно, что в этот самый момент я уйду из профессии. Потому что нельзя работать пустышкой здесь. Ты не можешь работать пустым манекеном, ты должен быть наполнен чем-то. Пока я работаю в профессии, все хорошо. Если наступит какой-то другой момент, ну, значит, будет какая-то другая жизнь, и я вам про какую-то другую профессию буду рассказывать с большим энтузиазмом.