Олег устраивает встречи, на которых люди читают Евангелие и пытаются понять смысл написанного, делятся мыслями и иногда находят ответы на мучающие их вопросы. Поговорили с Олегом о церкви, о Боге, счастье, жизни и смерти  и вере как таковой.

 

Расскажи немного о себе.

Меня зовут Олег Бим. Я вырос в многодетной семье, у меня пятеро братьев и сестер и это, я думаю, наложило серьезный отпечаток на мою жизнь, на мой подход к людям и на отношение к  сообществам, в которых я оказывался. Я достаточно рано пришел к вере, наверное, лет в 13.  Ну или как минимум с этого возраста начал серьезно задаваться вопросами: кто я, зачем я и куда я иду? Три основных вопроса, не ответив на которые, человек не может жить настоящей полноценной жизнью. 

И ответы на эти вопросы ты нашел в вере?

Да, через веру в Бога. У меня было откровение,  что я появился на свет не случайно и та Сила, которая привела меня в этот мир – это не абсолют, не космос, не что-либо еще – это личностный и любящий меня Бог. С Ним можно выстраивать отношения и через это взаимодействие понять смысл того, зачем я в этот мир приведен.  Реализация этого плана максимально близко приближает меня к ответу на вопрос, что же такое счастье.

Человек не может функционально относиться к своей жизни, мол, я должен то или это. Каждый мечтает о счастье: любить, быть любимым, делать то, что действительно нужно, а не то, что необходимо для поддержания жизни. Хочет оставить после себя какой-то след, доброе воспоминание. Даже если он так не формулирует, то подспудно об этом мечтает.

И что же такое счастье?

Счастье – это когда ты следуешь за своим призванием. Каждый из нас в чем-то уникален и может сделать то, что не сможет больше никто. И этот дар нужно почувствовать, пережить и направить не просто на служение себе любимому, а понять замысел Творца о себе и о том, как максимально воплотить его.

Причем путь к счастью далеко не всегда приятен и комфортен. Подобное чувство можно пережить при очень странных обстоятельствах, совсем даже не красивых и удобных для себя, но при этом интенсивность переживания счастья может быть очень высокой. И наоборот, при очень хороших внешних показателях – финансовых, семейных – человек может ощущать какую-то чудовищную тяжесть и бессмысленность.

А как можно понять свое призвание?

Только в личном, живом общении с Богом. Ты начинаешь воспринимать приходящие откровения через все, что тебя окружает. Через конкретные события в своей жизни, через встречи с конкретными людьми, через личные откровения, которые получаешь напрямую  - вот вчера ты чего-то не понимал, а сегодня понял.

Важной особенностью христианского откровения является то, что это принципиально не индивидуалистическое усилие – здесь в обязательном порядке есть собрание. Сам Христос говорит: «Где двое или трое соберутся – я посреди них». Это откровение о собрании, общении.  Другие люди играют колоссальную роль в утверждении веры, обретения смысла. Церковь – это же не только здание, свечки и ладан, в первую очередь церковь - это люди.   

Двадцатый век особенно остро показал это. У церкви были отняты здания, в которых она могла совершать богослужение, и это был хороший вызов верующему человеку. Перед ним встали вопросы: почему ты здесь? Ради чего? Если бы я жил в  19 веке, то, скорее всего, вообще не стал бы христианином – настолько церковная жизнь того периода была далека от идеалов тринадцатилетнего мальчика, родившегося в советской стране. В 20 веке было много крови и много грязи, но зато вся шелуха опала и выявилось то подлинное, что позволило  христианству не только выжить, но  утвердиться в истории. Размышление над этими вещами помогли  утвердиться и моей вере. 

О каких конкретно событиях ты говоришь?

В начале 20 века  обязательное участие всех граждан Российской империи в церковных таинствах стало не обязательно. Эта ситуация мгновенно очистила мотивы: из церкви сразу ушло большое количество людей. У нас же основная часть населения в стране была православной, но, например, существенный процент солдат, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны, сразу же перестали ходить в храмы. А после революции быть верующим стало просто опасно для жизни, и это усилило отток тех, кто оказался в церкви случайно или по каким-то корыстным, карьерным соображениям. Остались лишь те люди, для кого это была не идеология или культурная среда, а действительно необходимая для жизни реальность Богообщения.

В современном мире при всей его снобистской снисходительности к вере и к церкви, я вижу колоссальную потребность людей в смысле. Люди, которые отказываются признавать, что есть смысл, ценность и цель их жизни и жизни других людей, безусловно, имеют на это право, но это не снимает проблемы. Внутри человека этот вопрос все равно есть, и он требует ответа. Без этого все усилия, упования становятся  поверхностными, человек старается, но все его старания попадают мимо цели, а успех не приносит настоящей радости.  

Вера – очень живая вещь. То, во что человек верит – и воплощается в его жизни. Как говорили древние: «Человек есть то, что он ест». То, что человек потребляет, где его сердце, на что он тратит время, силы и средства – это и есть его бог.

Благодаря вере ты нашел ответы на важные для себя вопросы. Ну а сейчас, в повседневной жизни, чем тебе вера помогает?

Существует такой важный  аспект при ответе на этот вопрос:  сколько бы человек ни прошел на пути к своей цели, пусть даже правильно понятой, подлинной, обратно всегда только один шаг -  и ты сразу оказываешься  вне этого пути, на обочине. Как только  теряется смысл, как только камертон внутри сбивается, в ту же секунды рушится все, что тебя окружает. Все что раньше наполняло жизнь теряет смысл.

Благодаря вере я имею важное преимущество. Одна из проблем современного мира в том, что люди часто хотят понять, как же им поступить, но не знают. Как поступить в ситуации кризиса в семье? Как поступить на работе, если возник сложный этический выбор? Человек мучительно пытается понять, на что же ему решиться. Он обращается к кому-то за советом, и один говорит – делай так, другой заявляет диаметрально противоположенное, и тогда человек понимает: по большому счету ему никто не может сказать, как надо делать,  а ведь что бы он ни решил в итоге  – последствия будет нести он сам.

Это серьезный невроз современности, и вот я могу сказать, что для верующего человека, у которого есть постоянное общение с Богом и жизнь в собрании родных по духу людей, эта проблема в значительной степени преодолевается. Верующий человек почти всегда знает, что он должен делать. Это не всегда ему нравится, не всегда вызывает у него восторг, но он знает! Это колоссальное преимущество веры – понимать, куда ты должен идти.

Говорят, что Бог нас всех любит. А почему тогда происходят войны, катастрофы, смерть маленьких детей, я уж не говорю про какие-то мелкие бытовые неприятности?

Невозможно ответить за Бога и рационально объяснить те или иные его поступки. Бог делает то, что считает нужным. Его планы – не наши планы, для него «один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Что мы будем за него пытаться понять?

Но общий принцип тем не менее прослеживается. Когда мы говорим о любви Бога к нам и когда потом начинаем рассуждать о проблемах, которые нас окружают, мы ведем себя не очень по-взрослому. Что такое любовь? – это очень большая степень доверия и свободы, которая дается тому, кого ты любишь. Причем это свобода, не имеющая границ, в том числе и возможность, быть полностью  отвергнутым.

В мире, где человек наделен такой свободой, может произойти все, что угодно. Много несправедливости и много зла, причем  не всегда страдают люди, которые в чем-то виноваты. На это в Евангелие есть история про Силоамскую башню. Видимо, ее плохо построили, или произошло небольшое землетрясение,  она упала и убила полтора десятка человек . И Христос вопрошает учеников: «А вы что, думаете, эти погибшие люди были грешнее всех других? Нет. Но если не покаетесь, т.е. не восстановите отношения с Богом, то такой же смертью умрете». Катаклизмы, хаос и трагедии, которые сопровождают жизнь на земле,  происходят не потому, что Бог не любит этот мир или не любит людей. А потому, что свобода, которая заложена в каждом человеке, превышает возможности Бога оградить людей от свершения тех или иных поступков и соответственно от их последствий.  

Есть в христианстве такие понятия: возлюбите врагов ваших или подставьте вторую щеку. Но почему на протяжении истории христиане так часто выступали в роли гонителей, затевали войны?

Надо сказать, что христиане не всегда вели и ведут себя по-христиански. Когда христиане перестали быть гонимыми и первые поколения мучеников своей кровью сумели выстрадать, утвердить победу церкви, с этого момента быть христианином стало, как бы мы сказали сейчас, «модно», популярно, даже плодотворно для светской карьеры. И в церкви оказывалось огромное количество чуждых ей людей, они  стали вносить  в ее жизнь такие же чуждые  принципы, очень далекие  от того, чему учил Христос. Поэтому и возникли все эти перекосы и трагедии.

Сейчас  огромное количество людей в мире называют себя христианами, но это всегда большой вопрос – как люди переживают свою веру, что считают своей главной задачей и что именно совершают под знаменами веры. Когда церковь теряет свое главное призвание в этом мире, нести  Благую Весть о спасении, тогда для нее наступают тяжелые времена. Но всегда в ней оставались  люди подлинной жизни и подлинной веры, просто их не всегда видно сразу, но если искать, то обязательно встретишь.  

Ну хорошо, а вот сам этот посыл про вторую щеку – это же какая-то позиция жертвы, разве нет?

Что касается этого христианского императива – не отвечать на агрессию агрессией, а еще больше открыться – это некоторая гипербола. Сейчас бы молодежь сказала, что Христос «тролил» своих слушателей,  но не насмехался над ними, т.к. Он сам так  жил,  а провоцировал на серьезное размышление.  В Ветхом Завете было одно важное правило: чтобы остановить агрессию, надо установить для нее предел: «око за око, зуб за зуб». Если тебе выбили глаз, то ты не вырезаешь за это всю семью противника до седьмого колена, а тоже выбиваешь один глаз. Для нас это звучит достаточно дико, но для того времени это был удивительный механизм, который спас древнее израильское общество от самоистребления. Да и сейчас если посмотреть вокруг, мы часто не дотягиваем даже до этого уровня.  

Христос идет дальше. Он говорит, что выбитый в ответ глаз – это, конечно, лучше, чем два выбитых глаза, но если ты не совершишь даже минимальное   справедливое возмездие, а прощаешь обидчика, признаешь ценность его жизни несмотря на совершенные им  поступки, то это превышает понятие справедливости.  Вообще, это одно из главных откровений христианства. Любой человек, даже твой враг – он тоже не просто так приведен в этот мир, у него тоже есть какое-то призвание, какая-то цель. Даже если он сейчас ее не понимает, враждебен тебе и несет угрозу.

Это не снимает с нас задачи защиты нашей семьи или близких. Речь не о том, что во всех случаях мы должны позволять злу идти до конца и еще распахивать перед ним все двери. Суть здесь в том, что мы отделяем зло, которое совершает человек, от самого человека. А это очень сложно, нам свойственен совсем другой модус. Мы любим тех, кто нас любит, и ненавидим тех, кто нас ненавидит.

Вместе с тем в истории церкви, в том числе и в 20 веке  было много примеров, когда в случаях  критических для жизни, способность увидеть в другом не врага, а прежде всего человека приводила к полному изменению ситуации.

Можешь привести конкретные примеры?

Есть всемирно известный астроном, физик  Елена Ивановна Казимирча́к-Поло́нская, женщина, которая умерла не так давно, в начале 1990-х годов. Это был очень верующий человек, на долю которого выпали  серьезные испытания. Во время войны она искала своего потерянного мужа в немецких лагерях, ее поймали,  посчитали шпионкой и отправили на расстрел. И когда  расстрельная команда, состоящая из молодых немецких ребят, поставила ее к стенке, она им сказала: «Посмотрите, у вас на бляхах выгравирован призыв «с нами Бог». Что же вы сейчас делаете? Я ни в чем не виновна. Вы меня сейчас расстреляете, и этот грех ляжет на вас. Вы будете помнить об этом всю свою жизнь».  Она не кричала, не просила – просто обратилась к ним, искренне переживая за этих ребят. Они постояли, посмотрели на нее, развернулись и ушли.

А уже после войны ее, как и многих других, «загребло» НКВД. Завели какое-то «липовое» дело. Следователь вызвал ее на допрос. Не известно, что она ему говорила, но они довольно долго общалась, в итоге Елена Ивановна все равно попала в лагерь, но этот конкретный человек закрыл дело и уволился из НКВД.

О чем говорят эти истории? И в том и в другом случае она видела перед собой людей, несмотря на то, что они представляли для нее смертельную опасность. Она была открыта и хотела им помочь. Она не думала о себе, не  боялась смерти, поскольку верила в то, что ее жизнь  не в руках тех, кто пытается ее отобрать.

По словам Сартра,  «ад – это другие». Вот когда другие перестают быть адом – они становятся твоими. Об этом и говорит Христос.

Те, кому довелось пережить подобное отношение, поймут, о чем идет речь. Даже хотя бы в рамках своей семьи. Мы любим наших жен, мужей, близких друзей и в какие-то предельные моменты чувствуем, что мы – это они. Мы переживаем такое единство, такую любовь, такую связь, что не осознаем, где кончаемся мы и начинаются они. И если так пережить другого человека, нет никакой проблемы в том, чтобы подставить ему вторую щеку. И не только не ответить на агрессию, но принять этого человека, быть готовым дать ему аванс любви.

Задумывался ли ты, что происходит с человеком после смерти?

Попытки ответить на этот вопрос довольно бесперспективны.  Никто не может этого знать. Мне близко следующее переживание: мы встретимся с Богом так, как узнаем Его в этой жизни. В этом и будет суд. Если мы никак Бога не узнаем, то так с Ним и встретимся. То есть речь идет не о сковородках и кипящей смоле и не о каком-то прекрасном райском месте – а просто об общении с Богом . То, ради чего верующие люди живут, то, как они переживают счастье - это лишь отблеск того, что может ожидать нас в подлинном, настоящем, непрерывном общении с Богом. Это всеобъемлющее подлинное счастье - соединиться с Тем, Кто привел тебя в этот мир и к Кому ты возвращаешься обратно.

Есть такой замечательный христианский писатель Клайв Льюис, который написал цикл сказок для детей «Хроники Нарнии». В его книге «Последняя битва» через льва Аслана передается образ Христа. И вот последняя битва, силы добра побеждают - всеобщее ликование, радость. И там есть гномы, которые в повествовании Льюиса исполняют роль сомневающихся, вечно мечущихся персонажей, выбирающих часто сторону злой силы. Они изначально не плохие, но с очень большим скепсисом ко всему относятся. И вот этим гномам посреди всеобщего ликования, цветущих цветов, солнечных лучей, кажется, что они сидят в грязном сарае. Они так и называют себя - «гномы, которые не дали себя обмануть».

Они не дали себя обмануть, и в этом же заключается суд над человеком. Если он не хочет и отказывается в категорической форме что-либо познавать в этом мире: смысл своей жизни, свой путь, а просто живет инстинктами, то это его выбор и его право. Наверное, он, как и те гномы, не даст себя обмануть и в каком-то смысле сам ограничит возможность общения с Богом.

Но как это будет, и в чем выразится? – явно не в  художественных образах Дантовского ада. Но, может, было бы лучше, если бы это произошло как описано в «Божественной комедии», потому что я не знаю, что хуже. Я себе не очень представляю жизнь вне Бога и думаю, что это достаточно страшно.

Я знаю, что ты раз в неделю проводишь встречи, на которых люди читают Евангелие и пытаются как-то объяснить написанное. Скажи, а зачем все это? Что люди здесь получают?

В проведении подобных встреч я вижу воплощение своей веры. В современном мире очень много бессмыслицы и пустоты, и я пытаюсь помочь людям на своем маленьком участке жизни эту пустоту каким-то образом преодолевать.

Открывая Евангелие, человеку зачастую очень сложно во всем разобраться. Там много таких духовных иероглифов, образов, которые никак ему не раскрываются, а сам по себе иероглиф не представляет для него никакой ценности. Поговорить об этом человеку особо не с кем, потому что идти в храм он не хочет или ему лень, а рядом не оказывается людей, способных сказать что-нибудь вразумительное.

Но есть и еще одно важное откровение, которое было получено в результате этих встреч. Что-то понять можно не только слушая кого-то умного и духовного, а многое может открыться самому человеку, если совершать усилие размышления в собрании единомышленников, тех, кто прикладывает те же усилия. Человек с удивлением узнает, что главный участник встречи – это он сам, поскольку размышления над текстом, может быть, впервые открытым, становятся главной действующей силой этой встречи. Принципиально важно не то, что человеку скажут, а что он сам сможет себе сказать. Тот ответ, который он сам в себе увидит. И это намного ценнее и интереснее. Уникальность опыта каждого человека, ценность его восприятия – вот что стало настоящей находкой этих встреч.

Мы встречаемся  уже целый год, и я надеюсь, что люди, которые к нам приходят, поняли для себя что-то важное, о своей жизни, о призвании, а если понимание возрастает, то это уже и есть маленькая победа нашего проекта. 

Подписка на репортажи:
Следите за нашими новыми репортажами в социальных сетях. Мы в ВК и в ФБ

Если вам понравился материал, и вы хотите поддержать наш проект, это можно сделать следующим образом:

Карта Сбербанка: 4276 3800 7793 4011
Карта Альфа банка: 4154 8120 1580 7518
Яндекс кошелек: 41001149513314

Спасибо!