Книжное сообщество «chto_chitat» - одно из самых популярных в Живом Журнале. Какие произведения пользуются вниманием в сети, какие посты провоцируют самые бурные дискуссии? Об этом и о многом другом поговорили с создателем сообщества, Анастасией Степанчиковой.

 

Что вас вдохновило на создание проекта? 

Собственная лень. Был период в жизни, когда казалось, что уже прочитано просто все, а хотелось «что-то такое же, но другое». Логичным показалось создать сообщество, куда я сама могла бы прийти и спросить, что читать?

Сообщество существует уже довольно давно. С течением времени менялась ли как-то атмосфера в нем?

Честно, не следила. Была мода на определённых авторов или книги. Например, был период, когда про «Одиночество в сети» рассказывали раз в неделю. Конечно, есть всплеск интереса к книге после какого-нибудь нашумевшего фильма, тут же бесконечные споры, мол, что лучше – фильм или книга, а где правильнее, а кто прав, - автор или режиссёр. 

А мода и литература – это вообще понятия совместимые? Вас не раздражает такой подход: «ах, ну раз все читают, прочитаю и я»?

Иногда даже полезно совместимые. О некоторых книгах и не узнаешь, пока вокруг "все" не прочитают. Вот кстати о моде. Догадываюсь, не все читали Кадзуро Исигиуро. И вот - награда и вот - заговорили. Не самая плохая идея пойти и что-то прочитать. А не было бы шума, - многие и не узнали бы о нём.

Сообщество оправдывает ваши ожидания или вы бы хотели видеть его чуточку другим? 

Ну как собственный ребёнок может оправдывать ожидания или не оправдывать? Он же просто есть! Вот и сообщество, оно просто существует, иногда мне кажется, что не благодаря, а вопреки мне и остальным модераторам. Хотя, конечно, хотелось бы больше видеть рецензий или интересных запросов, чем «помогите вспомнить книгу», но что есть, - то есть. Не отказывать же людям только на основании того, что сегодня ещё 5 человек тоже пытались что-то найти или вспомнить.

Что вы имеете в виду, говоря, что вопреки вам и остальным модераторам?

Кажется, в сообществе есть мнение, что мы специально что-то хорошее и дельное не пропускаем. Ну или замораживаем комментарии не по делу. Или вообще удаляем или отправляем в бан. Один из самых активных модераторов так и вовсе нелюбим сообществом, другое дело, что в спорных ситуациях мы всегда обсуждаем происходящее и чаще всего это коллективное решение.

Можете ли вы вспомнить, какие посты провоцировали самые бурные дискуссии?

Самая бурная дискуссия за последние годы была, когда я ввела новые правила. Это связано с изменением законов, определяющих СМИ, и мне просто хотелось обезопасить себя и читателей, чтобы не обнаружить однажды, что нас закрыли из-за пустякового комментария.

Что это был за закон и почему он спровоцировал такие дебаты?

Закон вкратце такой, что журнал, который читает больше определенного количества людей в день, теперь тоже СМИ и тоже попадает под все существующие правила и законы. Вообще-то это не самая плохая новость, - обнаружить себя владельцем СМИ, вот только не хочется ссориться с государством из-за чьих-то неаккуратных высказываний. А люди были недовольны правилами вообще. Правилами всегда все почему-то недовольны, вот только неплохо сначала разобраться, откуда у этих правил ноги растут, а потом уже приходить ругаться.

Не было желания взбунтоваться против системы?

И что мне лично даст бунт против системы? Я предпочитаю малой кровью поддерживать то, что существует столько лет, нежели внезапно обнаружить закрытие сообщества. Были мысли переехать или создать зеркало, но пока отложили, решив, что надо посмотреть, как события будут развиваться.

Что вы думаете о роли издательств в современной литературе? По-прежнему ли нужен этот посредник между писателями и читателями или, учитывая появление таких сервисов, как selfpub и ridero, издательства рано или поздно канут в лету?

Издательства берут на себя PR и рекламу, что очень важно. Иначе как бы мы узнавали, например, о новых авторах? Что вот конкретно этот молодой фантаст уже пишет очень достойно и надо запоминать новое имя? Да и финансовый вопрос издательства решают значительно лучше. Ну кто, вот честно, скачав у пиратов что-то новое и нашумевшее,  отправит потом автору лично денежку?

Является ли публикация книги в издательстве показателем качества автора или в самиздате вы тоже встречали достойные для прочтения вещи?

Не является, конечно. Из того, что первое приходит в голову (я про самиздат) - это книги Анны Коростелевой, я взахлёб читала.

Что бы вы лично посоветовали прочитать каждому человеку? Есть ли какой-то список must read? 

Не люблю навязывать свои вкусы и предпочтения. Могу с помощью наводящих вопросов выяснить про что человек любит читать, а что не понравилось, а почему и подумать, что предложить. Но чтобы must read… Как по мне, так вообще слишком много списков развелось, одного списка обязательной литературы в школе многим хватает, чтобы до конца жизни не любить отечественную классическую литературу, не хочу множить сущности.

Все говорят, что Живой Журнал умирает. Видите ли вы подобную тенденцию?

Я согласна, что он уже не так популярен. И менее удобен, чем современные социальные сети: и интерфейс непростой,  и ещё много других недостатков, повлиявших на снижение популярности. Ещё мне кажется, что сейчас ускорился темп жизни, и тем, кто помоложе, уже непременно нужна к тексту картинка, а тем, кто ещё моложе – и вовсе видео. Ну и что им делать в нашем пыльном углу?! Хотя, если посмотреть на раскрученных блоггеров, - так там всё прекрасно! И споры, и дискуссии, и очень много читателей. Время изменилось, теперь надо какими-то другими способами привлекать аудиторию. Само сообщество сильно уменьшилось, по моим ощущениям, количество постов сократилось в 3 или в 4 раза.

Не считаете ли вы, что все эти картинки, ютубы – это просто мейнстрим, а книга – нечто вечное?

Посмотрим. Пока дети моих друзей ещё как читают.

Можете ли вы оценить степень влиятельности вашего сообщества? Скажем, если начинающий автор опубликует у вас рецензию на свою книгу, поспособствует ли это как-то его популярности?

Никакого влияния. Во-первых, мы не публикуем лично начинающих авторов, во-вторых, - одна рецензия – это в лучшем случае несколько заинтересованных человек. А что это для популярности?

Если человек искренне любит литературу, может ли он стать модератором сообщества и принять участие в развитии проекта? Получают ли модераторы что-то за свой труд?

Если очень хочется – пусть приходит в личку, побеседуем. Никто ничего за свой труд не получает. Да-да, сколько там лет сообществу? Двенадцать или тринадцать, да? Вот и посчитайте, сколько человеко-часов мы работаем исключительно за идею.

А не обидно от этого? Нет ощущения какой-то несправедливости?

А на кого мне обижаться? На себя, что создала такое сообщество?  Ну есть и есть. Не самое плохое дело.

Видите ли вы какие-то возможности для развития проекта и предпринимались ли такие попытки ранее?

Попытки были, но неудачные. Сейчас, как мне кажется, если бы у меня было время, я бы ушла в Фейсбук, или хотя бы дублировала контент. Для Инстаграмма тоже неплохая идея – фото книжки + рецензия. Не думаю, что озвучила какую-то фантастическую бизнес-идею, но если вдруг кому интересно – я всегда открыта предложениям.

 

Подписка на репортажи:

Следите за нашими новыми репортажами в социальных сетях